1998 " Криминальные любовники " (Criminal Lovers / Les amants criminels)
(Water Drops on Burning Rocks / Gouttes d`eau sur pierres brulantes)
1999 "Капли воды на раскаленном камне"
2000 " Под песком " (Under the Sand / Sous le sable)
2001 "8 женщин " (8 women / 8 femmes)
2003 "Бассейн" ( Swimming Pool )
Фильмография (полнометражные картины)
По словам журналистки Клэр Васс, Франсуа Озон "вдохновлен высокой и требовательной идеей кино. Он отличается от всех своим пристрастием к трансгрессии и сексуальности, которая приводит зрителя в затемненные зоны, которые тот никогда не думал посещать".
Франсуа Озон родился в Париже 15 ноября 1967 г. в семье преподавателей. Между 18 и 22 годами он снял около тридцати короткометражных фильмов на 8-миллиметровой пленке, располагая бюджетом всего лишь в 300 франков на фильм (стоимость пленки), и заставляя играть своих родных, друзей, таким образом научившись обходиться только самым необходимым. В 1990 году Озон поступил в FEMIS (институт кинематографии) на режиссерское отделение, где продолжал снимать фильмы на 8-ми, 16-ти и 35-ти миллиметровой пленке. Многие из этих лент демонстрировались на международных фестивалях. Молодого режиссера заметили, и в 1995 году он начал сотрудничать с компанией "Фиделите Продуксьон", в том же году снял документальный фильм про Лионела Жоспена для его президентской избирательной кампании, а в 1996-ом его работа "Летнее платье" (Une robe d'еtе, 1996) получила приз на фестивале в Локарно. Эта короткометражка составляет своеобразный диптих с полнометражной картиной "Увидеть море" (Regarde La Mer, 1997). Эти два фильма объехали вместе кинофестивали в Локарно, Сан-Себастьяне и Роттердаме. Его первый полнометражный фильм "Крысятник" (Sitcom) был представлен в Каннах в 1998 г.
Диляра Тасбулатова
Напрасно. Ибо Франсуа Озон мало-помалу, незаметно и подспудно этого самого духовного роста все-таки достиг. Во всяком случае его последняя картина, «5Х2» - яркое тому свидетельство. Причудливое название этого фильма истолковывается весьма просто, проще некуда. Пять сцен с участием двоих, вот и все. Причем, как это было у Маркеса в «Хронике объявленной смерти» или Гаспара Ноэ в «Необратимости» - фильм раскручивает сюжет вспять, начиная с конца. В финале картины мы видим счастливых влюбленных, только что познакомившихся: они еще не знают, что вскоре разведутся. Зато знают зрители, ибо «5Х2» начинается со сцены развода. Это прием обратной перспективы, когда-то считавшийся остроумным, ныне стал общим местом, но, к счастью, притягательность озоновской картины заключается отнюдь не в этом. В каком порядке мы видим события, не так уж важно в конце концов и сам процесс съемок происходит примерно так же: финал могут снять вначале, начало картины на исходе съемок. Зависит от погоды, настроения режиссера и от множества других причин. Не суть важно. Важно другое. То, что для Озона это не стало пустым формальным трюком, как когда-то для Ноэ. Закручивая свою ленту Мебиуса, он определенно что-то имел в виду. Что, интересно? Что в каждой любовной связи уже виден призрак увядания и смерти? Что мы не знаем, куда идем? Что настоящая любовь в этом мире невозможна? Наверно, и то, и другое, и третье. И, видимо, еще что-то, неуловимое, что позволило ему снять эту щемящую, тонкую, по-французски вдумчивую, искреннюю и безнадежную картину. Ведь в конце концов, начинать с финала и продолжать с середины нас приучил не кто иной, как Марсель Пруст, чья манера писать и мыслить отдаленно напоминает манеру Франсуа Озона, чье генетическое родство с французской литературой так и ощущаешь в каждом кадре «5Х2».
Но и только-то. А ведь от Озона ждали большего глубины, серьезности В общем, того, что у нас в России называют «духовным ростом». И над чем во Франции, по привычному своему легкомыслию, слегка посмеиваются.
Карьера Франсуа Озона, молодого, интеллектуального, по-галльски остроумного и изящного и внешне, и внутренне вознеслась столь стремительно, что просто диву даешься. Правда, после первых оглушительных успехов - хвалила и публика, и критика наметился некоторый спад. Что и говорить, два последних фильма Озона, «Восемь женщин» и «Бассейн», шедеврами не назовешь. Хотя, признаемся, произведения это высококультурные, хорошо сделанные, хорошо придуманные и стильные. Особенно «Восемь женщин», изящный киноманский мюзикл, полный намеков и отсылок, чье очарование понятно только посвященным.
В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО. Хеппи-энд, которого не было.
ул. Полтавский шлях, 6
в кинотеатре "БОММЕР",
последний фильм Франсуа Озона
и кинокомпания "МаГиКа - фильм"
Региональные медиа партнеры:
обновление 16 февраля 2005 года
Комментариев нет:
Отправить комментарий